Кнопки-плацебо

Кнопками-плацебо называют кнопки, при нажатии на которые ничего не происходит. Такие кнопки встречаются нам в лифтах, на пешеходных переходах, на терморегуляторах в машинах и офисах. Они выполняют только одну функцию: дать пользователю поверить, что у него есть некоторый контроль над автоматизированной системой.

26 октября 2016

Потребность в контролировании – это одна из самых древних потребностей. Все базовые потребности во времена наших предков требовали значительной доли контроля — контроля над окружающей средой для того, чтобы добывать еду, и контроля над нашими собственными решениями, чтобы избежать болезней.

Когда мы используем кнопки-плацебо, заставляя пользователей думать, что они наделены правами, мы помогаем им получить положительный опыт во время использования продуктов или услуг.

Примеры:

  1. Энергосберегающие настройки в телефоне. Регулировка яркости экрана, отключение уведомлений, подключение одновременно и к сети данных, и к телефонной сети или нет и тд. Скорее всего, все эти настройки продлят жизнь батарее вашего телефона на несколько минут, но это дает теплое чувство удовлетворения, так как ВЫ за это ответственны и можете изменять эти настройки.
  1. Progressbar (индикатор хода выполнения загрузки). На самом деле его цель в том, чтобы пользователю казалось, что прошло меньше времени. Этот обманщик уведомляет нас о том, что «осталась 30 секунд», которые длятся добрые две минуты.

  1. Авторизация на сайте американского банка WellsFargo. В техподдержку поступали жалобы, что «авторизация осуществляется слишком быстро» и «наши пользователи не чувствуют себя достаточно безопасно». Поэтому веб-разработчики сделали «безопасное соединение» с сервером, которое «устанавливается» в несколько этапов — двумя анимированными gif’ами на 10 секунд.
  1. Телефонные аппараты для ip-телефонии или Skype, например, используют искусственный звук помех, потому что пользователи ассоциируют тишину с тем, что звонок закончен.
  1. В некоторых банках мы можем сделать бесплатно кредитную карту с индивидуальным дизайном (выбрать фото). Это отвлекает нас от того факта, что в решении важных вопросов у нас нет права голоса.

  1. Тоже самое с персонализацией профиля в личном кабинете или в почтовом клиенте. Выбирая цветовое оформление или определенную тему профиля, мы испытываем положительные эмоции, хотя по сути никак не влияем на основные параметры системы.
  1. Некоторые онлайн кинотеатры используют на своих сайтах принцип «незаметных пользователю отказов». Когда из-за сбоя система персонализированных рекомендаций временно перестает работать, домашняя страница просто отображает популярные фильмы и телевизионные шоу, вместо того чтобы оповестить пользователя об ошибке.
  1. Заполнение форм заявок. Большинство сайтов дает нам право заполнять поля в той последовательности, в которой мы хотим.Что-то пропускать, перемещаться между полями по своему желанию. Но при нажатии на кнопку «Отправить заявку», если не все обязательные поля заполнены, нас обычно уведомляют об этом (подсвечивают незаполненные поля красным цветом, выдается сообщение об ошибке).
  1. Предложение покупки «в один клик». У посетителя на сайте есть выбор: купить товар прямо сейчас, без регистрации, или оформить покупку обычным способом. Но конечный результат один, а ведь для магазина важен именно он.

Если мы используем кнопки-плацебо, то перед нами неизбежно встают вопросы этики. Этично ли обманывать, манипулировать пользователями ради своих целей? Поэтому перед тем как использовать кнопки-плацебо в своих проектах, нужно задать себе два вопроса:

  • Как эта уловка помогает пользователю?
  • Как пользователь почувствует себя, если будет знать всю ту информацию, что известна мне?

И пусть при принятии каждого решения главной целью будет — помогать пользователям.

Ваша заявка отправлена.
Ваше сообщение отправлено.